Недержание мочи у собак

Недержание мочи у собакНедержание мочи у собак – это непроизвольное мочеотделение из-за утраты способности контролировать ее удержание.

Часто владельцы уверены, что их питомец страдает недержанием, тогда как собака полностью контролирует мочеиспускание. При истинном недержании моча оттекает по капельке, и животное оставляет лужицы мочи, особенно там, где лежит, и при этом совершенно не замечает, как моча подтекает. Если животное часто присаживается помочиться, это может быть симптомом цистита, мочекаменной болезни и т.д. А вот когда собака мочится на вертикальные поверхности – это уже мечение территории.

Недержание мочи у их любимца, конечно, сильно беспокоит хозяев. Многие уверены, что это связано с изменениями, происходящими в организме собаки с возрастом, поэтому редко обращаются в такой ситуации к ветврачу. Но это заболевание может развиться и у молодых, и у старых животных.

Бывают случаи, когда из-за недержания мочи собаку полностью переводят на уличное содержание, но для квартирной собаки это может быть большим стрессом, что усугубит состояние животного.

К сожалению, часто хозяева решаются на эвтаназию своего любимца по причине того, что питомец начинает "ходить под себя", думая, что уже ничего нельзя сделать.

Если у собаки начинает проявляться недержание мочи, что делать? Нужно незамедлительно записаться на приём к ветеринарному врачу, недержание можно вылечить у большинства собак.

Причины недержания мочи у собак

• Истинное недержание – непроизвольное мочеотделение, при котором практически постоянно подтекает моча. Например, при понижении чувствительности нервных окончаний сфинктера мочевого пузыря (зачастую это бывает у самок), у животных, страдающих ожирением, и у пожилых собак, а также при эктопии мочеточников (мочеточник выходит в прямую кишку или влагалище, а не в мочевой пузырь), это встречается у щенков и лечится хирургически.
  • Вынужденное недержание может быть вызвано воспалением из-за инфекции мочевыводящих путей (цистит, уретрит и т.д.), рубцами, кистами простаты, новообразованиями, неврологическими нарушениями и т.д.
    Часто может встречаться при травме спинного мозга и позвоночника, это происходит чаще всего в области поясницы. Такое повреждение может потребовать хирургического лечения (для декомпрессии пережатого участка, который иннервирует мочевой пузырь и его сфинктер).
  • Стрессовое недержание мочи – эмоциональное (от радости, страха и т.п.).
  • Нечистоплотность – собака осознанно мочится в непредназначенных для этого местах, например, в помещении, в котором она живёт. Это уже не является недержанием и не считается проблемой медицинского происхождения. Часто это делается из-за недостаточного выгула животного, отсутствия должного обучения и т.д. Также нечистоплотность может встречаться при эндокринных заболеваниях, которые сопровождаются повышенной жаждой, результатом которой является неконтролируемое выделение мочи (гиперадренокортицизм, пиометра (гнойное воспаление матки), хроническая почечная болезнь, сахарный диабет, несахарный диабет и т.д.).
  • Старческое недержание возникает у пожилых собак и вызвано ослаблением рефлекторной деятельности.
  • Мечение территории чаще встречается у некастрированных кобелей и сук, особенно во время разгара половой активности. Поэтому важно своевременно воспользоваться услугами ветеринарного врача для кастрации животного.

Первым делом нужно внимательно последить за животным и привезти его в ветклинику для определения диагноза и назначения требующейся терапии. Например, при пиометре кроме повышенной жажды хозяева могут не заметить никаких выделений из петли и каких либо других признаков болезни.

Диагностика недержания мочи у собак

Для постановки диагноза необходимо:

1. Измерить суточный объем потребляемой жидкости и объем мочи;
  2. Сдать полный анализ мочи, возможно, и бакпосев мочи (например, при хроническом цистите);
  3. Сдать клинический (общий) и биохимический анализы крови (обязательно на голодный желудок);
  4. По результатам анализов мочи и крови возможно потребуется УЗИ диагностика органов брюшной полости;
  5. При подозрении на эндокринные заболевания необходимо сдать специальные функциональные пробы (например, кровь на сахар, на гормоны и т.д.);
  6. При подозрении на неврологические нарушения может быть необходима рентген диагностика.

Варианты лечения недержания мочи у собак

Окончательный диагноз имеет решающее значение для определения вариантов лечения при недержании мочи у собак.

Например, антибиотикотерапия и спазмолитики – это основное лечение уретрита (воспаление мочеиспускательного канала) и цистита (воспаление мочевого пузыря). При хронических циститах антибиотики подбирают, основываясь на уровне чувствительности выделенных бактерий и подтитрованных по бакпосеву мочи. После окончания лечения обязательно повторное исследование мочи. При цистите недержание мочи прекращается через пару дней с момента начала применения спазмолитиков и антибиотикотерапии. Но важно довести лечение до конца, чтобы избежать рецидивов.

При постановке такого диагноза, как сахарный диабет, составляется индивидуальная сахарная кривая, с помощью которой подбирается оптимальная доза инсулина. При этом обязательно назначается диетотерапия.

При синдроме Кушинга у собаки эндокринолог подбирает необходимую гормонотерапию.

При гнойном воспаление матки может потребоваться проведение операции, и непременно потребуется курс антибиотиков.

Хроническая почечная болезнь требует комплексного подхода, нередко инфузионных методов лечения, диетотерапии и т.д., в зависимости от состояния животного и стадии заболевания.

Слабость сфинктера мочевого пузыря лечат симптоматически женскими половыми гормонами (эстроген и прогестерон) или симпатомиметиками (они усиливают тонус гладкой мускулатуры уретры и шейки мочевого пузыря). В сложных случаях бывает необходимо сочетанное применение этих препаратов, а также иногда используют лекарственные вещества из группы антидепрессантов, одновременно расслабляющие мышцу мочевого пузыря и сокращающие мышцы шейки пузыря.

Чаще всего медикаментозное лечение довольно эффективно.

Профилактика недержания мочи у собак

Для профилактики недержания мочи владельцы должны обеспечить собаке полноценное питание в необходимом объеме, избегать переохлаждения животного, правильно воспитывать питомца, своевременно выгуливать собаку, обязательна физическая нагрузка для поддержания веса тела и тонуса мышц. Также необходимо вовремя обращаться в ветеринарную лечебницу.

Здоровья вашим питомцам!

ветеринарный врач-терапевт