Болезнь Аддисона у собак

Болезнь Аддисона или гипоадренокортицизм собак – это врождённое хроническое заболевание, возникающее вследствие поражения коры надпочечников, которое ведёт к нарушению секреторной функции этого органа.
Надпочечники – парные эндокринные железы, расположенные в непосредственной близости к почкам, состоящие из двух частей – коркового и мозгового вещества. Корковое вещество надпочечника помимо половых гормонов выделяет в кровь глюкокортикоиды и минералокортикоиды, при дефиците которых и развивается болезнь Аддисона.

Причины болезни Аддисона у собак

Гипоадренокортицизм в мировой эндокринологии принято называть "великий симулятор", так как это заболевание маскируется под множество других, и распознать его с лёгкостью удаётся лишь в момент явного ухудшения состояния собаки – в момент аддисонова криза. А возникает жизнеугрожающее состояние при поражении коры надпочечников более, чем на 85-90 % клеток.
Надпочечниковую недостаточность можно разделить на первичную, когда в патологический процесс вовлечены только надпочечники (аутоиммунное воспаление, новообразования), и вторичную, возникающую при нарушении функции гипоталамо-гипофизарной системы головного мозга (к атрофии коры надпочечников ведёт снижение синтеза адренокортикотропного гормона). Вторичная надпочечниковая недостаточность встречается крайне редко.

Симптомы гипоадренокортицизма у собак

На приём чаще поступают пациенты молодого и среднего возрастов. Но регистрировался гипоадренокортицизм у собак в возрастном диапазоне от 4 недель до 16 лет, средний же возраст собак на момент установления диагноза составлял примерно 4–5 лет. Важным помощником в диагностике данного заболевания является сбор анамнеза. И обычно владелец может отметить у питомца хронические рвоту, диарею, снижение аппетита, дефицит массы тела и общую слабость на протяжении нескольких недель или даже месяцев. Согласитесь, все эти симптомы не являются специфическими, и распознать болезнь Аддисона на ранней стадии довольно непросто.

Диагностика болезни Аддисона у собак

При подозрении на гипоадренокортицизм мы проводим диагностику с помощью общего анализа крови, биохимического профиля, включающего электролиты, ультразвукового исследования надпочечников, электрокардиографии и специфического теста со стимуляцией надпочечников синтетическим адренокортикотропным гормоном. И важными подсказками для нас будут уменьшение размера надпочечников в протоколе ультразвукового исследования (правый надпочечник менее 3.4 мм, левый – менее 3 мм), снижение уровня натрия/хлора в сыворотке крови, гипогликемия (уровень глюкозы крови ниже 3.5 ммоль/л), повышение калия в сыворотке крови (до 6.0, 8.5 ммоль/л и выше - в зависимости от степени тяжести заболевания) и отсутствие повышения уровня кортизола в крови при проведении стимулирующей пробы. Характерный симптом, позволяющий заподозрить болезнь Аддисона даже на первичном осмотре – брадикардия (снижение частоты сердечных сокращений) при повышенном уровне калия в сыворотке крови!

Терапия при болезни Аддисона у собак

Нужно отметить, что у гипоадренокортицизма есть 2 формы – типичная, возникающая при дефиците и минералокортикоидов, и глюкокортикоидов и атипичная, когда в организме не хватает только глюкокортикоидов. Вот и заместительная терапия пациента будет напрямую зависеть от формы заболевания и степени ухудшения состояния собаки. При длительном течении типичная форма болезни Аддисона приводит к кризу, к гиповолемическому шоку, к нарушению сознания собаки. Тогда пациенту с сильным обезвоживанием требуется размещение в стационаре для проведения инфузионной терапии, стабилизации состояния и начала заместительной терапии под контролем эндокринолога.

Выводы и прогноз

Еще раз отмечу, что болезнь Аддисона – заболевание хроническое. Поэтому собака с установленным диагнозом получает пожизненное лечение и проходит регулярное обследование даже когда состояние питомца сохраняется хорошим. При соблюдении этих условий прогноз у пациента с гипоадренокортицизмом вполне благоприятный!

ветеринарный врач-терапевт, эндокринолог
Герасимова Елена Александровна